Подписанная президентом Владимиром Путиным новая редакция Морской доктрины РФ предусматривает в числе прочего укрепление национальной безопасности в Арктике и сохранение лидирующих позиций России в освоении региона. Речь идет в том числе о добыче полезных ископаемых в открытом океане и прибрежной зоне.
«Снижение угроз национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение стратегической стабильности в Арктическом регионе … упрочение лидирующих позиций Российской Федерации в изучении и освоении морских пространств Арктики», — сообщается в Морской доктрине, которую накануне опубликовал сайт Кремля.
Обновленная доктрина была представлена вице-премьером Дмитрием Рогозиным на воскресном совещании в Балтийске, которое прошло на борту фрегата «Адмирал флота Советского союза Горшков». В документе говорится о четырех функциональных и шести региональных направлениях морской деятельности России.
Как пояснил Рогозин, четыре функциональных направления — это военно-морская деятельность, морской транспорт, морская наука, а также освоение месторождений полезных ископаемых в море и на шельфе. Шесть региональных направлений — это атлантическое, арктическое, тихоокеанское, Индийский океан, Каспий и новое направление — антарктическое.
В Арктике особое внимание планируется уделить развитию Северного морского пути. . Рогозин рассказал, что уже началась постройка мощных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Сдача этих кораблей запланирована в 2017, 2019 и 2020 годах соответственно.
Что касается интересов России в других акваториях, то новая Морская доктрина предусматривает развитие Черноморского флота и гражданских транспортных путей в этом море в связи с воссоединением Крыма с РФ.
Определяя национальную морскую политику на атлантическом региональном направлении, доктрина указывает на «существующие в этом регионе условия, ориентированные только на организацию Североатлантического договора (НАТО), а также несовершенство правовых механизмов обеспечения международной безопасности». Определяющим фактором в отношениях с НАТО остается неприемлемость для РФ планов приближения военной инфраструктуры альянса к ее границам, подчеркивается в документе.
|