Американскую мечту - или хотя бы посвященное ей заседание - отменили, и Давос, где за окнами бушевала вьюга, взялся за российский аспект, дуновение холодной войны, когда один из самых влиятельных людей в окружении президента Путина восхвалял СССР.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев не славил гонку вооружений 1980-х годов. Но он ясно дал понять, что хочет, чтобы Россия вернула себе свое глобальное самодовольство - на этот раз не через коммунизм, а через капитализм.
Медведев является также председателем совета директоров "Газпрома", гигантской энергетической компании, которая в буквальном смысле вызывает дрожь у соседей, например грузин, которым Россия отключает газ, и в переносном - у политических лидеров Западной Европы, которых пугает ее мощь.
"Газпром" - это символ новой сильной России, желающей торговать и богатеть, но одновременно стремящейся удержать государство в центре экономической деятельности. Утверждают, что российское государство похоже на Советский Союз, сказал Медведев, и возможно, это так, но лишь в одном смысле - в экономическом влиянии.
СССР распался, потому что его командная экономика не могла соперничать с американской гибкостью. Медведев не хочет, чтобы это повторилось: он говорил о рубле, который станет мировой резервной валютой, и заявил, что хочет соблюдать правила международного рынка.
Но за это миру придется прислушиваться к России. Он заявил, что российские власти никого не заставляют любить Россию, но не хотят, чтобы кто-то ее задевал.
Такой угрожающий ветерок должен встревожить Запад. Россия, как подчеркнул Медведев, скоро может стать крупнейшим в мире производителем нефти. Она уже является крупнейшим производителем газа и четвертым по величине производителем электроэнергии.
Холодная война не возвращается, но Россия намерена вернуть свою утраченную славу.
|